Особенно Сергею Шепелеву досталось после стартового поединка чемпионата, в котором спартаковцы, выигрывая после двух периодов у саратовского «Кристалла» 3:0, «ухитрились» победу упустить. Президент Вячеслав Старшинов со своим замом Владимиром Шадриным тогда надолго заперлись в кабинете, дабы «переварить» случившееся и сделать соответствующие выводы.
Однако сейчас, ближе к экватору «гладкого» турнира в высшей лиге, разговоры об усилении тренерского штаба «Спартака» стихли сами собой. Красно-белые дважды на удивление легко расправились со своим главным соперником по дивизиону «Запад» Альметкой и вышли в лидеры, оставаясь единственной командой второго эшелона, ни разу не проигравшей.
- Сергей Михайлович, почему же на старте чемпионата победы вашей команде давались в таких муках?
- Во-первых, надо учитывать психологию наших игроков. Да, сейчас «Спартак» укомплектован хоккеистами опытными, понюхавшими пороху в суперлиге, но мало кто из них был лидером в своих прежних клубах. Разве что Михаил Иванов. Нынче же им приходится вживаться в новую для себя роль. Во-вторых, допускаю, что многим из них играть в высшей лиге откровенно скучно.
- Поклонники невольно сравнивают нынешний «Спартак» с тем, соловьёвским, что выступал в высшей лиге три года назад. И сравнение это не в вашу пользу.
- Понимаю и соглашаюсь. Но и вы поймите, тогда в команду пришли лидеры прежних клубов. Из одной Кузни - сразу шесть свежеиспеченных бронзовых призеров чемпионата. Среди них мастера высокого класса – Гоголев, Ткачук, тот же Евтюхин. Добавьте к этой компании стремительно прогрессировавшего Ковальчука и получите ответ на свой вопрос. Конечно, нам сейчас ой как не хватает лидеров. Тот же Дима Гоголев очень бы пригодился, вратарь Константин Симчук. Да и наш прошлогодний капитан Дмитрий Уппер, и Сергей Арекаев, безусловно, помогли бы. Но, увы, нынче они в серьезных клубах решают совсем иные задачи. Кстати, эти ребята уходили по-доброму, всё нам объяснив. Мы их поняли и отпустили с миром и сожалением. А ведь были и те, кто ушел по-английски. Им дороги обратно нет. Игорь Владимирович Шабдурасулов так и сказал.
- А воспитанник спартаковской школы Максим Рыбин по-доброму ушел?
- Он-то как раз по-доброму. Да пот беда, принадлежит Рыбин-младший «Северстали», а за «Спартак» с января прошлого сезона играл на правах аренды.
В СЛЕДУЮЩЕМ СЕЗОНЕ НАМ СТЫДНО НЕ БУДЕТ
- Оглядываясь назад, ответьте, почему же всё-таки не удалось сохранить место в суперлиге?
- Считаю, нам немного не хватило везенья на финише. Вроде бы и игра появилась, и ребята притерлись друг к другу, но четь не дотянули. К тому же очень тяжелым выдался старт – сразу пять матчей из семи на выезде с сильными соперниками. Да и потеря ведущих нападающих – Александра Дроздецкого и Сергея Зиновьева – сказалась. Как и отлучка Андрея Посного в Северную Америку, в трейнинг-кемп «Нью-Джерси». И, конечно, мы были в праве ожидать большего от голкипера Стива Плуффа.
- Приглашая канадца, не учитывали особенностей хоккея от Хабары – максимально «закрытого», когда команда обороняется всей пятёркой, вяжет соперника по рукам и ногам?
- Да, конечно, мне потом при встреч то же самое Александр Скворцов, помощник в «Амуре» Михаила Варнакова, сказал. Вы, мол, зря показателями Плуффа восхищались – у нас тогда вся пятёрка под шайбу ложилась. Однако при Фёдоре Канарейкине «Спартак» вряд ли играл в атакующий хоккей, а Плуфф всё равно мало выручал.
- Так почему же вы так поздно сделали ставку на Андрея Медведева?
- Я готов был доверить место в воротах Медведеву сразу после его возвращения из Галифакса с молодёжного чемпионата мира. Но он застудил ухо, потом долго лечился. Как только поправился, я сразу дал ему играть.
- Медведев своим поведением в быту чем-то напоминает подававшего больше надежды Евгения Белошейкина, не так ли?
- У нас были к нему претензии, но сейчас, поверьте, Андрей относится к себе куда требовательнее, чем год назад. Пора выдавать на-гора.
- Почему неровно выступают молодые – Владимир Корсунов, тот же Поснов, которого вы даже на время во вторую команду переводили?
- У каждого свои причины. Корсунов, думаю, несколько подавлен мз-за того, что я перевел его в четвертое звено, а Поснов после той поездки за океан сам не свой. Нов последних играх он заметно прибавил, три шайбы забросил в Рыбинске, в первом матче с Альметкой дубль сделал. Если будет продолжать в том же духе, то всё у него получится. Обиды обидами, а команда у нас сейчас дружная. Ребята сплотились. Даже свободное время иногда вместе проводят. Например, сегодня (наш разговор проходил на следующий день после второго матча с Альметкой. – Прим. Авт.) все идем в спорткомплекс «Олимпийский» на концерт «Русский Шансон».
- Боюсь сглазить, и всё-таки хочется полюбопытствовать. «Спартак», если всё сложится нормально, вернется в суперлигу. И уже билже к весне надо начинать трансферную кампанию с соответствующим прицелом. И не секрет, что бюджеты клубов, решающих серьезные задачи, год от года растут едва ли не в геометрической прогрессии. Эту тему с Игорем Шабдурасуловым, случаем, не затрагивали?
- Почему же? Затрагивали. Работаем в этом направлении. И приблизительно знаем, сколько следует заложить в бюджет на следующий сезон. Думаю, болельщикам за «Спартак» стыдно не будет. Помните, на предсезонном турнире в Череповце мы уверенно победили клубы суперлиги – «Северсталь» и СКА, на Кубке «Спартака» с ЦСКА вничью сыграли. Сейчас же наша команда значительно сильнее, чем в августе. Ребята хотят уже не просто выигрывать, а делать это красиво. Как в первом матче с Альметкой.
- 19 декабря – возможно, судьбоносный день для нашего хоккейного хозяйства: общее собрание членов ПХЛ. Какова ваша позиция по реформированию суперлиги?
- Моё мнение: в суперлиге должны играть 20 команд, разбитые на две зоны – «Запад» и «Восток». Чтобы были «окна» для подготовки сборной, которая всегда была и остаётся витриной нашего хоккея. Затем плей-офф, начиная с 1/8 финала. Квота на легионеров – прежняя. Белорусы, украинцы и казахстанцы пусть остаются резидентами. Впрочем, этот вопрос вам лучше адресовать руководителям клуба – Шабдурасулову и Старшинову.
ПРИГЛАШАЛИ ДВАЖДЫ
- Сергей Михайлович, ваша игроцкая карьера без малого десять лет связана со «Спартаком», теперь вы тренер этого клуба. А по духу вы спартаковец?
- Думаю, да. Всегда болел за «Спартак». Ещё в Нижнем Тагиле, едва встав на коньки, стал переживать за эту команду. Ну а когда меня взяли в свердловский «Автомобилист» рядом был Аркадий Рудаков, чемпион Союза 1976 года в составе «Спартака». На Адика – так в команде к Рудакову обращались – я и равнялся. Он тоже центрфорвард, небольших габаритов. Но какое понимание игры, видение площадки! При этом он не тратил силы на пустую толкотню. Всё делал рационально.
- А как вас в «Спартак» пригласили?
- Ещё в апреле 76-го, когда я «служил» в армии, играя за свердловский СКА, поехал на турнир армейских команд в Липецк. Там меня спартаковские селекционеры и заприметили. Даже заявление в «Спартак» успел написать, Но, едва возвратившись в Свердловск, получил предложение от «Автомобилиста». Пришлось выбирать. В августе собирался жениться. Вот и решил остаться поближе к дому. К тому же сразу после свадьбы мне дали двухкомнатную квартиру. Но через три года меня вновь позвали в «Спартак». Видно, судьба!
- Тогда ведь «Спартак» Борис Кулагин тренировал.
- Да. Кстати, в самом начале чемпионата-78/79 наш «Автомобилист» в Москве, в Лужниках, в присутствии 12000 зрителей «приложил» «Спартак» 9:1. Я в той игре забил. Не помню кому – то ли Юре Новикову, то ли Вите Дорощенко. Не исключаю, тогда и попал на заметку спартаковским селекционерам. Мои первые партнёры – Тарасов и Евстифеев. А рядом играли Якушев, Шалимов, тот же Рудаков, Костылев.
- А в следующем сезоне была создана тройка…
- Шалимов – Шепелев – Капустин. В октябре мы впервые сыграли вместе, что называется, с листа. А в декабре я попал в сборную. На приз «Известий». Потом были два чемпионата мира – в Швеции и Финляндии, Кубок Канады в 81-м. Думаю, наша тройка худшей не была.
- Скромничаете, Сергей Михайлович. В начале 80-х вы, если верить статистике, были не хуже, а порой и лучше ведущего армейского звена. Особенно в решающих матчах Кубка Канады.
- Может быть. Тогда в полуфинале я два чехам забил. Ну а хет-трик в финале в знаменитом монреальском «Форуме» - о подобном, что уж кривить душой, мечтает каждый. Конечно, счёт 8:1 абсолютно не отражает соотношение сил. Но нам в начале матча повезло, выручил Третьяк. А при счете 4:1, когда мы отчаянно отбивались в меньшинстве, Крутов перехватил пас Гретцки, на замахе обманул Лефлера, вышедшего на позиции защитника, и хладнокровно переиграл их вратаря Лиута.
- Несколько месяцев спустя, Великий, установив свой феноменальный рекорд по голам – 92 шайбы в регулярном чемпионате НХЛ, приехал на чемпионат мира в Финляндию брать реванш.
- И уехал ни с чем. Мы дважды канадцев, собравших очень сильный состав, обыграли. Причем, интервал между этими встречами получился мизерным – всего несколько часов. В первой игре, в Тампере, канадцы в концовке вдруг стали измерять наши клюшки, и тот матч мы заканчивали втроём против пятёрки соперников, но выстояли – 4:3. А во второй игре, в Хельсинки, при счёте 4:4 Макаров буквально одной рукой – другая из-за вывиха держалась едва ли не на сухожилиях – с точки вбрасывания послал шайбу над плечом канадского вратаря точно в девятку.
- На следующий чемпионат мира вы ездили уже без Шалимова.
- Тогда к нам с Капустиным в тройку «с подачи» Владимира Юрзинова, тренировавшего в то время рижское «Динамо», поставили Балдериса, ставшего лучшим бомбардиром чемпионата страны…
ВЕНЕЦ КАРЬЕРЫ – ОЛИМПИЙСКОЕ ЗОЛОТО
- …Которого Тихонов после первенства мира назвал «королём упущенных возможностей». На Белую Олимпиаду в Сараево вы отправились уже без Капустина и Балдериса.
- Насколько мне известно, Капустина Тихонов хотел взять, но тот, проявив мужество, подошел к Виктору Васильевичу и отказался: мол, сыграть в полную силу из-за травмы паха не смогу, а подводить команду не имею права. Меня определили в тройку к молодым армейцам – Герасимову и Хомутову. Вроде бы получилось.
- Ходили слухи, будто Тихонов взял вас в Сараево вместо Вячеслава Быкова, который незадолго до Олимпиады был «невыездным».
- Действительно, у Быкова были неприятности. Но один контрольный матч в Финляндии он сыграл. Но, видимо, полностью сконцентрироваться на хоккее ему не удалось, и Тихонов в Сараево кго не взял, Однако я не думаю, что занял там место Быкова. Ведь за бортом олимпийского состава оказался и армеец Жлуктов, зато в Югославию поехал Ковин.
- Вы – олимпийский чемпион, трижды выигрывали мировые первенства, Кубок Канады. Но завоевать золото союзного чемпионата вам так и не удалось. Почему?
- С ЦСКА тогда справиться было очень сложно. Борис Палыч любил повторять: «Спартак» - лучшая профсоюзная команда, но с клубом чемпионов мира и Европы ей не справиться». Тем не менее одну игру в чемпионате мы у ЦСКА всегда выигрывали.
- В 82-м вы были в шаге от ЦСКА. Надо было только выиграть очный матч сразу после чемпионата мира, и открывался прямой пусть к золотым медалям. Однако…
- Мы проиграли 2:9. Большинство спартаковцев месяц сидели без игровой практики, в то время как дюжина армейцев выступила за сборную на чемпионате мира.
В «СПАРТАК» ПОЗВАЛ МАЙОРОВ
- Поработав под руководством Кулагина, Тихонова, Юрзинова, немного Шадрина, Бориса Майорова, вы наверняка многое у них переняли?
- Конечно. Но меня до сих пор поражает умение Кулагина находить поджод к игрокам. Для меня достаточно было одного взгляда Бориса Палыча, чтобы понять свою ошибку. Великий педагог был.
- Говорят, к Кожевникову с раскладушкой перед ответственными матчами приезжал, дабы оградить его от «мирских» соблазнов. Правда?
- Скорее всего, это байка (смеётся).
- А с Борисом Майоровым удавалось найти общий язык?
- А почему нет? Да, он был жесткий в общении с игроками. Но и у тех характер – не сахар. Кстати, именно Майоров порекомендовал меня для командировки в Японию. Вместе с Кузькиным.
- А кто пригласил в «Спартак» после возвращения из Японии?
- Всё тот же Майоров. Тогда у «Спартака» тренерский состав менялся – Якушев уходил, и мне предложили стать одним из помощников Николая Соловьева. Так и работали: Соловьев – главный, я с Новиковым – его ассистенты. Ну а сейчас в моем штабе только спартаковцы – чемпион СССР 76-го Александр Баринев и призёр союзных первенств Юрий Рычков.
- Вас частенько критикуют за излишнюю мягкость в обращении с игроками. Не смущает?
- Ничего не поделаешь, такой уж я есть по природе. Впрочем, могу и прикрикнуть на хоккеиста, когда надо. Но лучше это делает Баринев.