Почему знаменитый хоккейный клуб никому не нужен?
Уже 1 июня популярный московский клуб «Спартак» могут исключить из хоккейной суперлиги в связи с финансовой несостоятельностью. Долги красно-белых перед игроками невелики, однако главный акционер и гендиректор Фонда поддержки «Спартака» Игорь Шабдурасулов заявил, что не в состоянии в дальнейшем финансировать команду в полном объеме и готов ее отдать в более надежные руки. Однако никто не проявляет желания взять «Спартак». Почему?
Ситуация в «Спартаке» близка к безвыходной. Можно сказать, к тупиковой. В кризисе клуб оказался не сегодня и даже не пять лет назад, когда его возглавил Игорь Шабдурасулов. «Спартак» мог прекратить свое существование еще в 1990 году. Перед развалом СССР было как-то не до хоккея, тем более профсоюзам, которые курировали команду. Тогда ее спас Борис Ельцин, подписавший указ о поддержке «Спартака». Уже в те времена большую помощь красно-белым оказывал Шабдурасулов, несколько лет работавший в администрации президента. Потом был основан Фонд поддержки «Спартака». Благодаря своим связям и знакомствам известный спартаковский болельщик приносил деньги в клуб. Но его воспринимали, скорее, как антикризисного менеджера, нежели как хозяина. Руководитель фонда должен был стабилизировать финансовую ситуацию, а потом продать его богатому магнату. Первое Шабдурасулову сделать удалось. Команда осталась на плаву и даже стала прогрессировать. В минувшем сезоне «Спартак» занял 10-е место, хотя, по словам Шабдурасулова, по бюджету клуб был предпоследним в лиге.
Причины кризиса в «Спартаке», скорее, политические, нежели организационные. В начале 90-х хоккей в столице полностью проиграл футболу борьбу за популярность. Футбольные клубы, конечно, не пировали, но все-таки находили спонсоров. О футболе писали газеты, его показывали по телевидению. Хоккей же оказался на обочине. Тот же «Спартак» как единое и неделимое общество развалился. Каждая команда в красно-белых цветах тянула одеяло на себя. В результате этих процессов название великого клуба в сознании масс стало ассоциироваться только с футболом, в котором дружина Олега Романцева одерживала громкие победы. И именно туда стали вкладывать деньги бизнесмены. Что касается хоккеистов, то в подобной ситуации они просто не смогли бы выжить без помощи столичной мэрии. И она не отвернулась от народной команды, но… В Москве играет не один «Спартак», а еще и «Динамо», и ЦСКА, и «Крылья Советов». Содержать всех сразу муниципальные власти не могли. Кроме того, больше всех повезло динамовцам, которым симпатизировал и, естественно, уделял основное внимание бывший вице-мэр столицы Валерий Шанцев. Остальные получали своеобразное «пособие по бедности». Однако постоянный рост заработной платы хоккеистов привел к настоящей беде.
Еще в сентябре 2004 года болельщики «Спартака» обратились с открытым письмом к вице-президенту нефтяной компании «ЛУКойл» Леониду Федуну и тогдашнему гендиректору футбольного «Спартака» Юрию Перваку с просьбой срочно вмешаться в ситуацию. В том письме говорилось следующее: «Основная причина многочисленных неудач хоккейного «Спартака», на наш взгляд, заключается в неспособности сегодняшних владельцев команды организовать систему управления клубной инфраструктурой». Шабдурасулов, кстати, недавно заявил, что за время своего правления Фонд поддержки «Спартака» вложил приблизительно 20 млн. долларов в реконструкцию ледового Дворца спорта в Сокольниках, домашней арены клуба. Федун и Первак никак не отреагировали на это письмо. Вторая челобитная с просьбой «защитить» любимую команду от Шабдурасулова была направлена уже в мае этого года на имя мэра Москвы Юрия Лужкова (столичное правительство является соучредителем «Спартака»). Но и на это обращение реакции не последовало. Любопытно, что тот же Шабдурасулов отмечал, что и сам обращался в письменном виде к градоначальнику, просил о встрече для обсуждения насущных вопросов, но ответа не получил.
Пока ситуация выглядит безвыходной. Игорь Шабдурасулов, находящийся под шквалом критики, готов покинуть свой пост. Команду он может отдать бесплатно, но вот ледовую арену – нет. За нее потенциальный покупатель должен заплатить около 30 млн. долларов. Однако желающих пойти на такие траты не видно. Именитый клуб погибает, и не очень верится, что положение дел кардинально изменится до 1 июня, когда Профессиональная хоккейная лига будет решать спартаковский вопрос. ПХЛ на случай исключения «Спартака» из суперлиги, правда, уже разрешила красно-белым вернуться через год в элитный дивизион. И не исключено, что именно поэтому пока нет охотников приобрести «Спартак». Если клуб сейчас рухнет, то его можно будет купить за гораздо меньшие деньги, а потом спокойно вернуться в суперлигу. «Спартак» наверняка не исчезнет с хоккейной карты России. Однако вылет в низший дивизион ударит по его имиджу, а болельщикам придется еще очень долго ждать возрождения некогда славной команды. Поэтому они, болельщики, уже подают сигнал SOS. Только его никто, похоже, не слышит.